Главная > Экономика и бизнес > Состояние развития СМСП

Состояние развития малого и среднего предпринимательства

В 2019 году администрацией муниципального района продолжалась проводиться политика в области развития малого и среднего предпринимательства направленная на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законодательством.

 

По состоянию на 01.01.2020 г. на территории Слюдянского района зарегистрировано 312 юридических лиц (к 331 субъекту аналогичного периода прошлого года – темп роста 94%) и 769 индивидуальных предпринимателей (к 824 субъектам аналогичного периода прошлого года – снижение на 7%).

Таким образом, с учетом данных, в расчете на 1000 жителей муниципального района приходится 8 малых предприятий (юридических лиц и за исключением средних), что на 0,4 меньше уровня прошлого года.

 

Основное количество малых и средних предприятий (ЮЛ и ИП) сосредоточено в сфере оказания услуг торговли – 44 %, в сфере транспортировки и хранении – 9 %, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания – 8 %, в строительстве – 8%, на обрабатывающем производстве – 5 %, в административной деятельности и сопутствующих доп.услугах – 4 %, деятельности операций с недвижимым имуществом – 4%, в с/х, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве, рыбоводстве – 3 %.

Отраслевое распределение предприятий малого и среднего бизнеса составлено на основе нового классификатора ОКВЭД-2, вступившего в силу с 11 июля 2016 года.

 

 

В России сектор малого и среднего предпринимательства предоставляет рабочие места всего лишь 22% трудоспособного населения. Доля занятых в малом бизнесе от общего количества занятых в экономике Слюдянского района выше среднероссийских показателей на 4%, однако, все еще является недостаточно высоким показателем. На основании этих данных заметно существенное отставание сектора малого и среднего бизнеса России от других стран, что говорит о необходимости его развития.

Налоговые поступления в бюджет района по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства составили в бюджете муниципального района 25,658 млн. рублей или 10,4% всех налоговых и неналоговых доходов бюджета (к 24,847 млн. рублей, или 10,5% соответственно).

Вид налога

2019, млн.

руб.

2018, млн.

руб.

 

Динамика 2019/2018

ЕНВД

16,031

13,571

118%

Патент

0,191

0,04466

Рост в 4,3 раза

ЕСХН

0,002222

0,006210

35,8%

УСН

9,433

11,225

84%

Наблюдается увеличение налоговых поступлений по системе ЕНВД на 18% и по патенту в 4,3 раза, вместе с тем зафиксировано снижение по УСН на 16%. Снижение размера УСН произошло в связи с подачей уточненных налоговых деклараций к возврату ошибочно уплаченных в бюджет денежных средств ООО «Алмаз-Слюдянка», ООО «Прометей», ООО «Зевс». Еще одним фактором, послужившим снижению поступлений по налогу УСН – это общее снижение выручки малых предприятий, в основном в сфере обрабатывающего производства, водоснабжения водоотведения организации сбора и утилизации отходов деятельности по ликвидации загрязнений, торговле, транспортировке и хранению, деятельности по операциям с недвижимым имуществом и предоставлению прочих видов услуг.

Также на общую картину снижения доли налоговых поступлений от специальных режимов налогообложения в составе налоговых и неналоговых доходов повлиял общий рост налоговых поступлений в бюджет на 3,7% и рост налоговых и неналоговых поступлений на 4,4%.

Период

Выручка МСП (ЮЛ), млн.руб.

Динамика темпа к 2014 г.,%

Темп роста к предыду-щему периоду,%

2014

1571,86

100

-

2015

1708,57

108,7

108,7

2016

1779,06

113,2

104

2017

1814,64

115,4

102

2018

1854,56

118

102,2

2019

1746,99

111,1

94,2

Выручка малого бизнеса (ЮЛ и ИП) за 2019 год составила 1746,999 млн. рублей к 1854,56 млн. руб. аналогичного периода прошлого года, таким образом, темп роста составил 94,2%. Выручка малого и среднего бизнеса Слюдянского района в структуре всей выручки Слюдянского района составляет 16%. В отличие от России, в Европейском союзе, США, Канаде и Китае вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны более значителен и в ряде случаев достигает 100%.

На снижение выручки малых предприятий в 2019 году могли повлиять следующие негативные факторы.

- Сокращение числа зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 6,4%.

- До 31 декабря 2018 года все работодатели обязаны были осуществить спецоценку своих рабочих мест, так как истек срок прежней оценки рабочих мест. Штраф от 60-80 тыс. руб. с 2019 года.

- Непрекращающееся снижение покупательской способности.

- Мониторинг данных (Институт экономики роста им. П.А. Столыпина) о кредитовании МСП показал, что ситуация с уровнем доступности кредитов, который и ранее был низким, еще больше усугубилась. Реальная процентная ставка по кредитам в России неуклонно растет. Уменьшается объем кредитов субъектам МСП, а реализация госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса в Иркутской области с 2018 года прекратила субсидировать малый бизнес, что не способствует увеличению рабочих мест в этом секторе и росту числа предприятий.

- МЧС России отменил приказ министерства, запрещающий проверки противопожарного состояния субъектов среднего предпринимательства.

- Штрафы для бизнеса за непредставление и задержку бухгалтерской отчетности могут вырасти в 140 раз – с 5 тыс. рублей до 700 тыс. рублей.

- Главным тормозом экономики, по мнению 46% предпринимателей, является беспрецедентное увеличение налоговой нагрузки. Повышение НДС на 2% сильно ухудшит состояние экономики и бизнеса.

- Замеряемый Альфа-банком индекс настроений малого бизнеса в России снизился до уровня ноября 2016 г. – минус 27 пунктов. Это самый низкий за последние три года уровень.

- Около 83% опрошенных считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, а половина – уверена в ухудшении ситуации в следующие шесть месяцев. Около половины предприятий фиксируют снижение прибыли, треть – сокращение числа клиентов и покупок.

- Затраты, связанные с подготовкой и прохождением процедуры классификации коллективных средств размещения и запрет на предоставление гостиничных услуг в неклассифицированных КСР с 01.01.2020 года для КСР с более 15 номерами и с 01.01.2021 года для всех КСР (ответственность – штрафы 2,5-4% от выручки за прошедший календарный год).

- Затраты, связанные с повсеместным внедрением онлайн касс (или ККТ) с 01.07.2019 года, а также на операционные системы к ним.

- Затраты, связанные с введением маркировки табачной продукции с 01.07.2019 года и запрет на продажу немаркированной табачной продукции с 01.01.2020 года. Для организаций розничной торговли, не имеющих 2d-сканеры и ККТ, расходы в первый год составят около 30 000 рублей (на приобретение усиленной КЭП, ККТ с ПО, 2d-сканеры, годовой пакет системы ЭДО и ежегодные затраты на обслуживание и взаимодействие с ОФД) и далее ежегодно порядка 7000 рублей; для организаций, имеющих в наличии ККТ и 2d-сканеры, в первый год расходы составят порядка 8-9 тыс. рублей и далее ежегодно порядка 7000 рублей.

- Увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей, связанной с необходимостью перехода на другой вид налогообложения в связи с запретом применения ЕНВД при продаже маркированных товаров.

- Помимо всего прочего на территории Слюдянского района существует дополнительное ограничение в виде бессрочного запрета на вылов омуля с 01.10.2017 года.

- В связи с тем, что территория Слюдянского района находится в ЦЭЗ БПТ, в 2018-2019 годах субъекты предпринимательской деятельности подвергались проверкам в отношении соблюдения природоохранного законодательства, что приводило к увеличению расходов, направленных на устранение нарушений и выплату штрафов.

В целях развития малого и среднего предпринимательства в Слюдянском районе осуществляют деятельность организации инфраструктуры поддержки бизнеса. Так, одной из них является Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Центр содействия предпринимательству Слюдянского района». По итогам работы за 2019 год за получением информационно – консультационных услуг в Ассоциацию обратился 71 субъект малого и среднего предпринимательства.

Также в целях поддержки представителей малого и среднего предпринимательства на территории Слюдянского района осуществляет деятельность микрокредитная компания «Фонд микрокредитования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Слюдянского района», учредителем которой является администрация Слюдянского муниципального района. Фонд реализует механизмы финансовой поддержки СМСП, что на сегодняшний день является одной из немногих доступных форм финансовой поддержки малого бизнеса. Так в 2019 году Фондом была оказана финансовая поддержка в виде микрозаймов – 4 представителям предпринимательского сообщества Слюдянского района, на общую сумму 2 800 000 рублей.

В целях исполнения федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при администрации Слюдянского муниципального района создан и функционирует Координационный совет в области развития малого, среднего предпринимательства и туризма. За 2019 год проведено 3 заседания Координационного совета, а также 2 заседания рабочей группы по туризму при Координационном совете.

В рамках содействия развитию малого и среднего предпринимательства были проведены рад событийных и MICE- мероприятий:

1) Фестиваль зимних волшебников «Ледяная сказка Байкала» проводимая в рамках Международного фестиваля зимних игр «Зимниада-2019».

2) Туристическая выставка «Байкалтур-2019» в г. Иркутске. Выставка подготовлена при поддержке Агентства по туризму Иркутской области и «Центр поддержки предпринимателей Иркутской области».

3) В рамках открытия летнего туристического сезона Южного Прибайкалья проведен фестиваль «Территория лета».

4) IX Международный фестиваль современного искусства «Перворыба».

5) 2-ой открытый гастрономический фестиваль национальной кухни Восточной Сибири «Байкальский вкус».

6) «День рождения Байкальского Деда Мороза».

7) VI Форум предпринимателей Слюдянского района.

8) В целях развития маршрутного (пешего, велосипедного, конного) эко туризма в рамках международного туристического экопроекта «Байкал-Хубсугул» подготовлена и проведена экспедиция по маршруту «Култук-п.Босан-р.Утулик-Зун-Мурино», разработана презентация по проекту и сайт.

9) Фондом «Центр поддержки предпринимательства Иркутской области» проведены обучающие семинары на тему: «Система оплаты труда на малом предприятии», «Позиционирование компании», «Изменение законодательства», «Кадровое делопроизводство», «Интернет-маркетинг», «Разработка рекламной кампании. Управление брендом», «Интернет-маркетинг».

Общий охват участников данными мероприятиями составил 231 субъект предпринимательской деятельности или 21,4% от общего числа предпринимателей Слюдянского района.

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.