Большой Сибирский тракт

Туристический маршрут "Екатерининская верста на Большом Сибирском тракте"

 

Туристический проект на Южном Прибайкалье под названием «Екатерининская верста на Большом Сибирском тракте» является частью большого проекта «Большой Сибирский тракт». Здесь, на Южном Прибайкалье, проходил Кругобайкальский тракт, который стал частью одного большого тракта, соединившего Россию и Китай в далекие царские времена, а также послужил причиной становления многих поселков на берегу Байкала, а сегодня ставший историческим авто маршрутом.

 

Кругобайкальский тракт – это собирательное название всех трактов вокруг Южного Байкала, как части Московского (Сибирского) тракта из Европейской России в Забайкалье и Китай. Тракт начинался в Иркутске и заканчивался в разное время у Кяхты и села Посольское. Далее от Верхнеудинска до Нерчинска шёл Забайкальский тракт. От Иркутска до Култука тракт имел одно направление. От Култука направление в разные годы менялось, менялась и протяжённость тракта, и каждый новый путь имел своё собственное название. Кругоморский (Хамардабанский) тракт шёл от Култука напрямую через хребет Хамар-Дабан, Тункинский направлялся через Тункинскую крепость, Игумновский (Купеческий) – переваливал Хамар-Дабан по речке Хара-Мурин. Кругобайкальский береговой тракт был проложен по кромке берега Байкала до села Посольское.

С момента основания Иркутского острога (1661 г.) до начала XIX в. в Кяхту зимой и летом можно было попасть, по долине Ангары, озеру Байкал и по дороге вдоль реки Селенги. Длина этого пути от Иркутска до Кяхты составляла 557 вёрст. В межсезонье пользовались объездным путём, длиной 703 версты, через село Тунку, хребет Хамар-Дабан долину реки Джиды. Эти дороги были проторены ещё землепроходцами.

С 1727 г, с момента подписания Буринского договора, а затем и образования торговой слободы Кяхта началось интенсивное развитие торговли России с Китаем. Главным предметом торговли стал китайский чай. Путь от Кяхты по долине Селенги до Верхнеудинска и через Байкал по Ангаре до Иркутска не мог удовлетворять круглогодичному сообщению.

В 1795 году И.П. Нагель представил правительствующему Сенату донесение, в котором указывал опасность и неудобство судоходства на Байкале. Что затрудняло Кяхтинскую торговлю, и представил план Кругобайкальской дороги, утверждая что она будет построена через пять лет и окупится пошлинными сборами. В этом же году императрица Екатерина II выделила для эти целей 22 тыс.рублей Сибирскому генерал-Губернатору Ивану Осиповичу Селифантову. (В честь нее и назван нынешний маршрут, как императрицы, давшей начало будущему становлению нового тракта). Вскоре, при воцарении императора Павла Селифантов получил предписание присутствовать при Сенате. В ноябре 1797 года состоялось Высочайшее повеление императора Павла о возложении на Иркутского губернатора И.П.Нагеля попечения о постройке Кругобайкальской дороги, которую Сенат признал необходимой не только для коммерции, т.к. была затруднена доставка китайских товаров через Байкал во время штормов и в осенние месяцы, когда купеческие суда часто терпели крушения, но и для сообщения с Нерчинскими заводами и пограничным краем.

Так и началось с 1796 г. при Иркутском губернаторе Л.Т. Нагеле строительство тракта от Иркутска через Култук и хребет Хамар-Дабан. Работами руководил землемер А.А. Дедов. Строительство тракта в основном завершилось в 1805 г. На такте открыты следующие почтовые станции: Иркутск, Введенская, Мотская, Большеглубоковская, Култукская, Слюденская (на хребте Хамар-Дабан), Шубутуйская, Шибетская, Снежная, Оголокская, Темникская, Аласакская, Торейская, Норинская, Ичетская, Енхорская, Махаевская, Троицкосавск

В 1820 г. инженер путей сообщения капитан Г.С. Батеньков (будущий декабрист) по заданию Иркутского генерал-губернатора выполнил изыскания тракта от Култука по берегу Байкала, но Главное управления путей сообщения и публичных зданий проект не приняло.

После этого начались поиски направления дороги через хребет Хамар-Дабан. Главной задачей которых стало выявить удобное для круглогодичного проезда направление от берега Байкала до перевала через хребет. В 1827–1829 гг. инженер путей сообщения подполковник А.А. Медведев по собственному желанию выполнил разведку нового пути и подготовил проект дороги от Байкала по долине речке Выдриной, который был одобрен Главным Управлением Восточной Сибири и представлен главноуправляющему путей сообщения и публичных зданий в 1835–1836 гг., но проект встретил «сопротивление» со стороны кяхтинского купечества, доказывавшего, что дорога не удобна для проезда.

В 1836 г. кяхтинский купец (в последствии коммерц-советник) Н.М. Игумнов с разрешения правительства на средства купцов начал сооружать дорогу по собственному проекту по реке Хара-Мурин на Кяхту. Дорога длиной 415 вёрст, оконченная строительством в 1847 г., как и Хамардабанский тракт, оказалась также трудной для проезда транспортов с товаром. На тракте были открыты следующие станции: Култукская, Утуликская, Муринская, Лангутайская, Нукен-Дабатская, Снежная, Темникская, Аласакская, Торейская, Нижне-Нарынская, Ичатойская, Енхорская, Махаевская, Усть-Кяхтинская.

В то время, когда Н.М. Игумнов, приступил к постройке дороги, Главное управление путей сообщения и публичных зданий назначило в Иркутск полковника Н.И. Богданова для выбора лучшего направления Кругобайкальского тракта. Ему помогали поручики А.И. Штукенберг и Е. Ледантю. Н.И. Богданов выбрал направление от берега Байкала по речке Мишихе.

Для проверки всех предыдущих направлений в 1838 г. В Иркутск прибыл инженер путей сообщения подполковник Я.Н. Латраверс. Вместе с капитаном Журавлёвым, поручиком А.И. Штукенбергом, подпоручиком Р. Паувом и прапорщиком Е. Ледантю Я.Н. Латраверс изучил все ранее предлагавшиеся направления, отверг их, и предложил новое по речке Ивановке.

Между тем в 1847 г. правительство приняло решение для обеспечения надёжного тележного сообщения вокруг Южного Байкала соединить северную часть Игумновской дороги с южной частью Хамардабанского тракта (примерно по станции Снежная). Этим путём пользовались до конца 1860-х гг.

В 1855 г. после осмотра юго-восточного побережья Байкала иркутский генерал-губернатор Н.Н. Муравьёв-Амурский принял решение построить тракт по берегу Байкала. В 1859 г. от Култука начались строительные работы под руководством инженера путей сообщения подполковника (в последствии генерала) И.И. Шаца. Для строительства дороги были привлечены 721 польских ссыльных, участников национально-освободительного движения 1863–1864 гг., которые были рассредоточены от Култука до села Посольского. В 1866 г. после размещения их по берегу Байкала они организовали восстание, которые было подавлено. В 1870 г. строительство тракта по берегу Байкал в основном было завершено и открылись почтовые станции. Так, на юге Байкала в этот период открылись первые почтовые станции: Култукская, Муравьёва-Амурская, Утуликская, Муринская, Снежинская. Восточнее находились станции:  Выдренская, Переёмная, Малиновская, Мишихинская, Мысовская, Боярская, Большереченская, Кабанская, Таракановская, Ильинская, Половинная, Верхнеудинск. В 1905 г. открылся Купеческий (Удунгинский тракт) от Мысовска в долину Селенги.

После открытия тракта по берегу Байкала все пути через Хамар-Дабан постепенно пришли в запустение. С введением в 1905 г. в постоянную эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги и значение тракта по берегу Байкала упало, он превратился во вспомогательную дорогу местного значения.

Но не смотря на то, что путь по горам был  почти заброшен, и несмотря на свое непродолжительное существование (немногим более четверти века), тракт сыграл определенную роль в торговле России с Китаем. В течение года через Хамар-Дабан провозилось 400 тысяч пудов товаров. Большой Сибирский тракт стал частью Великого Чайного пути, следы которого по горным отрогам Хамар-Дабана интересны не только как памятник истории, но и как опыт дорожного строительства в местности с очень сложным рельефом. Сегодня Великий Чайный путь на Кругоморском тракте представлен двумя горными маршрутами- Слюдянка-пик Черского (готовая тропа) и Култук-метеостанция (частично готовая- создано 2 км тропы). А в рамках авто туризма этот проект представлен маршрутом "Екатерининская верста на Большом Сибирском тракте" .

Поскольку почтовые дороги подлежали измерению в верстах и на них устанавливались верстовые столбы, сегодня по данному маршруту установлены два таких верстовых столба в п.Утулик и в г.Байкальске. В скором времени они появятся также и в п.Култук, г.Слюдянке и п.Мурино.

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.