Великий Чайный путь

Великий чайный путь

Кругобайкальский (Кругоморский) и Игумновский тракты

 

От Екатерины II (с 1796 года) и до наших дней

 

Сеть дорог от Култука на Кяхту, одна за другой на протяжении столетия прокладываемых все ближе к Байкалу – великий связующий и торговый путь Китая-Монголии и России!

400 тысяч пудов товаров в год тропами через Хамар-Дабан

 

А сегодня, тропы великого наследия предков- это туристический маршрут необыкновенной красоты, полный таинства и незабываемых впечатлений!

 

Историческая справка 

В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем.

Так, было положено начало Великого чайного пути, соединяющего Москву с Китаем. В начале 18 столетия была организована Кяхтинская торговля с Монголией и Китаем. Все общение велось через Кяхту и Иркутск; в последнем находилась таможня. Потоки караванных торговых грузов устремились к Иркутску и далее переправлялись через Байкал между Голоустным и Посольском, поднимались Селенгою до Пет­ропавловской крепости, оттуда уже сухопутной дорогой на телегах добирались до Кяхты.

Но своенравный Байкал был не предсказуем. Внезапные штормы и, особенно ветер «сарма», грозили бедой в летнее судоходное время, а в условиях ледостава и вскрытия льда продвижение по озеру вообще прекращалась на несколько месяцев. Назрела необходимость строительства круглогодичной дороги через хребет Хамар-Дабан.

Долгое время строительство дороги не начиналось. Только в начале сентября 1795 года Иркутский губернатор И. Т. Нагель представил в Сенат Российского правительства план и смету на строительство дороги через Хамар-Дабан в южной части Байкала. Понимая значимость этого пути, план был одобрен Сенатом, а 15 июля 1796 года императрица Екатерина II подписала указ о строительстве новой «ближайшей и удобнейшей дороги от Иркутска до Кяхты».Дорога эта проходила от Иркутска до п. Култук и далее уходила в горы.

Култук на этом пути представлял не малое значение. Село Култук стало перевалочным пунктом: организована таможня и решались вопросы найма рабочей силы и снабжения строителей различными материалами и продовольствием.

Путешественник Алексей Мартос отметил: «Селение лежит при западном окончании моря. Култук построен правильно, в нем 21 дом; одна улица расположена параллельно изгибу моря. Култукские окрестности заслуживают кисти художника Вернета, страстного любителя подобных приморских видов. Кедры величавые осеняют соседственные горы,,.. Култук, к чести жителей и местного начальства, содержится в такой опрятности, которую можно найти в опрятностях Норвегии и Голландии. Жители имеют изобильное хлебопашество и рыбные промыслы. Омули, сиги, хариусы и налимы водятся во множестве». Значительная часть грузов необходимых для стройки поступала водным путем, по озеру и в связи с этим в Култуке на берегу Байкала был построен причал (напротив станции Култук Кругобайкальской железной дороги).

Култук сегодня – это самый древний поселок на южном побережье Байкала, в 2017 году ему исполнилось 370 лет!

Строительство дороги закончилось в 1805 году.Дорога эта была очень трудной, так как проходила по тайге и горам.

Кругоморскую дорогу активно использовали торговые караваны около 40 лет с момента ее постройки. Всего было перевезено около 400 пудов товара. Кругоморский (Кругобайкальский) тракт не был единой дорогой. Существовала целая сеть дорог от Култука на Кяхту (, Удунгинский тракт, Ивановский, Хамар-Дабанский, Кругобайкальский путь, Игумновская дорога), одна за другой на протяжении сто­летия прокладываемых все ближе к Байкалу, пока не была построена окончательная: Иркутск — Култук — Посольск.

Мыс Шаманский также лежал на Великом чайном пути. Сейчас мысразделяет поселок Култук и город Слюдянку и является самой южной точкой озера Байкал. Долгое время пролегающая здесь караванная дорога была затоплена поднявшимся уровнем Байкала, но в 2017-2018 годах, когда Байкал снова отступил от берега, эта дорога вновь предстала перед глазами.

Шаманский мыс- это продолжение одного из острогов Хамар-Дабана. Мыс почти на полкилометра вдается в Байкал в середине Култукского залива и делит юго-западный тупик озера на 2 части: северную (култучную) и западную (слюдянскую).

Мыс считается священным местом для бурят, символом начала Байкала и по-бурятски называется Айха-Шулун («Страшный камень»). По преданию, в одной из пещер мыса похоронен шаман, здесь проводили служения и жертвоприношения. Некогда знаменитые пещеры Шаманского мыса были затоплены после строительства Иркутской ГЭС. Сохранилась лишь одна пещера, затопленная наполовину. Проникнуть в ней можно с большим трудом – на лодке летом или по льду зимой.

При археологических раскопках были обнаружены стоянки бронзового века, на скалах мыса сохранились петроглифы – рисунки древних людей.

По мысу проходит участок Кругоморского тракта (знаменитого "чайного пути" из Монголии в Иркутск).

Сегодня, все, что осталось от старых дорог — остатки мостов, обрубов, заросшее полотно, обвалившиеся террасы — запечатлены на фотографиях. Описание строительства дороги, воспоминания совре­менников, документы свидетельствуют о том, что Кругоморский (Кру­гобайкальский) тракт является памятником истории строительного искусства.

В настоящее время следы Великого Чайного Пути по горным отрогам Хамар-Дабана интересны не только как памятник истории, но и как опыт дорожного строительства в местности с очень сложным рельефом. Сегодня Великий Чайный путь в горной стране Хамар-Дабан представлен двумя маршрутами- Слюдянка-пик Черского (готовая тропа) и Култук-метеостанция (в настоящее время волонтерами идет строительство эко тропы).

Таки образом, часть Великого Чайного Пути проходившая по территории нынешнего Слюдянского района по Кругоморскому, Хамар-Дабанскому и Игумновскому трактам послужила одной из причин становления первых поселков района и причиной их развития.

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!