22.03.2024

Искусственный интеллект - история развития. Возможные проблемы использования искусственного интеллекта с которыми может столкнуться потребитель.

 Ежегодно 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей, повышая глобальную осведомленность о правах потребителей и их защите. В 2024 году Международная организация потребителей (Consumers international, СI) предложила общественности сосредоточиться на возможных последствиях для потребителей при использовании искусственного интеллекта и выбрала для празднования Всемирного дня прав потребителей тему «Fair and responsible Al for consumers» - «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Искусственный интеллект простыми словами можно определить как технологию (метод) позволяющую компьютерам выполнять конкретные задачи, которые считаются прерогативой человека (в том числе анализирует данные и делает выводы на их основе).

Исследования в области искусственного интеллекта в настоящее время имеют достаточно  продолжительную историю, начавшуюся после появления ЭВМ. 

    Впервые термин artificial intelligence (с английского переводится как «искусственный интеллект») был предложен  в 1956 году Джоном МакКарти, основателем функционального программирования и изобретателем языка Lisp, на конференции в Университете Дартмута.

    Однако сама идея подобной системы была сформирована в 1935 году Аланом Тьюрингом. Ученый дал описание абстрактной вычислительной машине, состоящей из безграничной памяти и сканера, перемещающегося вперед и назад по памяти. Однако позднее, в 1950 году, он предложил считать интеллектуальными те системы, которые в общении не будут отличаться от человека.

     60-е годы ХХ века - важный этап в вопросе развития искусственного интеллекта, в том числе и в России, так, например, работы кибернетиков Цетлина и Поспелова сделали важный вклад в изучение этого вопроса.

     В 80-е годы ХХ века также произошел этап освоения искусственного интеллекта. Начали создаваться более развитые роботы, способные решать несложные задачи в быту, а также вести простые диалоги.

     С 2000-х годов ведутся активные работы по созданию множества машин (роботов), понимающих речь человека, умеющих поддерживать беседы на заданные темы, играющих в настольные игры,  по разработке и внедрении искусственного интеллекта в домах (технология «умный дом»), а также играх для ПК.

     В наше время искусственный интеллект становится наиболее распространенным и получил широкое распространение в таких сферах, как финансовая, оперативно-розыскная деятельность, промышленность, энергетика, медицина, рекрутинг, и даже в розничной продаже в интернет-магазинах (например, с помощью искусственного интеллекта ритейлеры предлагают товары и услуги в соответствии с интересами пользователя) и оказывает воздействие на все сферы жизни, включая сферу защиты прав потребителей.  В связи с чем, становится актуальным вопрос о правовом регулировании технологий  искусственного интеллекта, в том числе последствий применения искусственного интеллекта для человека (например, установления ответственности за распространение недостоверной (неточной) информации для потребителей при использовании искусственного интеллекта.

     В связи с широким распространением, общедоступностью и быстрым развитием систем искусственного интеллекта становится актуальным необходимость обеспечения справедливого и ответственного искусственного интеллекта для потребителей.

     В настоящее время выделяют 3 основных аспекта защиты прав потребителей при использовании искусственного интеллекта:

  1. Прозрачность и понятность алгоритмов, используемых ИИ. 

     При использовании искусственного интеллекта  потребители чаще всего  сталкиваются с автоматическими ответами, данными на основании алгоритмов. Соответственно, потребители должны иметь возможность понимать на основании чего им предоставлена такого рода информация (ответ).

  1. Конфиденциальность данных потребителей

     В вязи с тем, что чаще всего работа искусственного интеллекта связана с использованием и обработкой персональных данных (личной и конфиденциальной информацией), необходимо, чтобы эти данные были защищены от несанкционированного доступа или использования.

  1. Ответственность за негативные последствия ИИ

     При использовании систем искусственного интеллекта потребители должны быть уверены в том, что в случае неправильного решения или негативного влияния будет принята ответственность со стороны организаций, использующих эту технологию, (в том числе возмещение ущерба, улучшение алгоритмов и принятие мер по предотвращению повторения подобных ситуаций).

 

 

Информация подготовлена специалистами

отделения защиты прав потребителей – 

консультационного центра 

 

НАШИ КОНТАКТЫ: 

г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113

тел.: 8 (395-2) 22-23-88, 

г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 408

тел.: 8 (395-2) 63-66-22, 

е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru

 

 

В рубрике: Потребители    


Оцените: