Состояние развития малого и среднего предпринимательства

Отчет о состоянии и развитии СМСП за 2023 год

Сложности с импортозамещением на фоне падения курса рубля становятся одним из камнев преткновения для местного бизнеса. Высокий курс валюты теоретически должен поддерживать отечественных производителей, но растущее экономическое влияние Китая ставит под угрозу местное производство. Примером может служить платформа Wildberries, открывшая свои двери для китайских продавцов, что усиливает конкуренцию для российских производителей. 

Это подтверждается ростом онлайн торговли в России, преимущественно на маркетплейсах — их выручка увеличилась на 28%, у традиционной розницы наблюдался рост на 13%.

К тому же, в 2024 году в Иркутской области Wildberries  вложит 9 млрд. рублей в строительство крупного транспортно-логистического комплекса, что может усугубить положение местных предприятий торговли.

Известно, что самой серьезной проблемой для развития бизнеса являются квалифицированные кадры. В Иркутской области данный вопрос стоит во многих отраслях, в том числе в индустрии гостеприимства. Данная проблема распространяется и на Слюдянский район. 

Второй, не менее важной проблемой большинства производственных и не только компаний является доступ к льготным кредитным ресурсам, а именно невозможность участия большого числа фирм, чьи показатели не соответствуют требованиям банков, гарантийных фондов и др. В результате невозможность получения льготного кредита ведет и к невозможности получения и кредита не льготного. Печальным итогом роста ключевой ставки до 16% становится сокращение вдвое возможности получения кредитов бизнесом (предложения коммерческих банков по кредитам для бизнеса будут от 20% годовых). На этом фоне прогнозируется нежелание предпринимателей расширять бизнес. В Иркутской области для решения данной проблемы созданы меры гос. поддержки посредством работы Центра «Мой бизнес», который предлагает займы, в том числе для начинающих предпринимателей, по ставкам ниже установленных ЦБ.

Поскольку клиентами МСП в основном является население России, где последние десять лет шёл экономический спад и покупательная способность снижалась, малые предприятия были ограничены в развитии. Рост доходов населения на 2024 год спрогнозирован не выше 3%. 

Исследование Центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности (ЦСР) показывает снижение издержек бизнеса от контроля в десять раз за последние пять лет, однако часть сфер остается под «вниманием» контролирующих органов и вынуждена увеличивать расходы на приведение в соответствие своих объектов. Это касается перечня торговых объектов с высокой проходимостью (более 50 человек), требующих составления паспорта антитеррористической защищенности, а также гостиниц 1-3 категории, вместимостью от 50 человек и выше.

Еще одни не малозначительные траты несут предприятия пищевой промышленности, а также торговли и общепита (в том числе в Слюдянском раоне) по внедрению новой системы маркировки «Честный знак», отслеживающий готовую продукцию (плюсом к ранее действующей системе «Меркурий», которая отслеживает сырье).

Осенью 2023 года маркировка стала обязательной для безалкогольных напитков, детской воды, медицинских обеззараживателей воздуха, антисептиков для рук, БАДов и кресел-колясок. 

Зимой 2023 года для ресторанов, кафе, отелей и госучреждений начался новый этап маркировки упакованной воды и молока.

В 2024 году эксперименты проходят по девяти категориям товаров — икра осетровых и лососевых рыб, титановая металлопродукция, технические средства реабилитации, косметика и бытовая химия, оптоволокно, радиоэлектронная продукция, детские товары, корм для животных, ветпрепараты и растительное масло. 

Маркировка пива и слабоалкогольных напитков началась ещё весной 2023 года, а в начале 2024 года к ней подключатся розничные продавцы. 

В 2024 году маркировать нужно будет слуховые аппараты, компьютерные томографы, велосипеды и велосипедные рамы, новые виды товаров лёгкой промышленности. 

Также в 2024 году предпринимателей ожидают повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 19 242 рублей и повышение размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (ИП). Так, фиксированная часть страховых взносов вырастет с 45 832 рублей до 49 500 рублей. Сумму в 49 500 рублей обязаны будут выплачивать ИП, чей доход не превышает 300 000 рублей. Если лимит превышен, то нужно доплатить 1% от суммы превышения. Также вырастет максимально возможный взнос до 277 571 рубля.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства количество субъектов МСП за 2023 год (на декабрь) увеличилось почти на 6%, при сокращении численности работающих на 0,7%. Структура МСП: микропредприятия – 96,16%, малые предприятия – 3,54 %, средние предприятия – 0,3%. Следует отметить, что 61,52% субъектов МСП являются индивидуальными предприятиями и только 38,48 % – юридические лица. По видам деятельности: 36% компаний – торговля; 20% - транспорт; 10% - инжиниринг, технологии и недвижимость; строительство – 9%; обрабатывающие производства - 8%; IT – 7%; прочие виды услуг. Бизнес постепенно преодолевает вопросы, связанные с логистикой и последствиями санкций, а также возрастанием экономической стабильности и деловой активности в стране, что подтверждается показателями роста ВВП. Рост числа МСП также связан с уходом многих зарубежных компаний и брендов. Эксперты предполагают, что причиной роста МСП может быть и дробление крупных компаний, с целью уменьшения санкционных рисков. Число самозанятых впервые достигло 9 млн человек, правда по 2022 году, 30% зарегистрированных имеют нулевой доход.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ 

В отчетном периоде  администрацией Слюдянского муниципального района продолжала проводиться политика в области развития малого и среднего предпринимательства, направленная на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законодательством и Стратегией социально-экономического развития Слюдянского муниципального района до 2030 года.

Структура субъектов малого и среднего предпринимательства в 2023 году, ед.

     По состоянию на 01.01.2024 г. на территории Слюдянского района зарегистрировано 247 юридических лиц (к 266 субъектам аналогичного периода прошлого года – снижение на 7,1%) и 745 индивидуальных предпринимателей (к 695 субъектам аналогичного периода прошлого года – рост на 7,2 %). Всего 992 субъекта, общий рост составил 3,2 %. 

Основное количество малых и средних предприятий (ЮЛ и ИП) сосредоточено в сфере оказания услуг торговли – 41 %, в сфере транспортировки и хранении – 9,9 %, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания – 9,5 %, в строительстве – 8 %, в обрабатывающих производствах  – 5,3 %, в административной деятельности и сопутствующих доп.услугах – 4,2 %, предоставление прочих видов услуг  - 4 %, деятельности операций с недвижимым имуществом – 3,9 %, деятельность профессиональная, научная и техническая – 3,53 %.

Отраслевое распределение предприятий малого и среднего бизнеса по состоянию на 01.01.2024 года представлено в диаграмме: 

 

В России количество работающих в малом и среднем бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, возросла на 1,4% и составила примерно 41 % от всех занятых на российском рынке труда. 

Доля занятых в малом бизнесе по Слюдянскому району не изменена в сравнении с 2022 годом и составила 22,6 % или 3 046 человек.

Налоговые поступления в бюджет района по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства составили в консолидированном бюджете муниципального района 47,046 млн. рублей или 6,8 % всех налоговых и неналоговых доходов бюджета (к 47,926  млн. рублей, или  9,3% соответственно). Доля налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах Слюдянского муниципального района незначительно снижена по сравнению с 2022 годом на 1,3 процентных пункта и составила 10,4%.

Вид налога

2023, млн.

руб.

2022, млн.

руб.

Динамика 2023/2022

 ЕНВД

-0,048

-0,163

-

Патент 

2,051

9,096

22,5%

ЕСХН

0,164

0,0657

249,6%

УСН

44,879

38,927

115,3%

Снижение налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения 2023 года к 2022 году составило 1,8%. Причиной снижения налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения является возмещение индивидуальными предпринимателями сумм уплаченного патента на сумму уплаченных страховых взносов и пособий. 

 

Период 

Выручка МСП (ЮЛ), млн.руб.

Динамика темпа к 2018 г.,%

Темп роста к предыдущему периоду,%

2018

1854,56

 

 

2019

1746,99

111,1

94,2

2020

1654,4

105,3

94,7

2021

2216,7

141

134

2022

2105,06

134

95

2023

2323,952

125,3

110,4

Выручка малого бизнеса (ЮЛ и ИП) за 2023 год составила 2 323,952 млн. рублей к 2105,06  млн. руб. аналогичного периода прошлого года, таким образом, темп роста составил 110,4 %. Выручка малого и среднего бизнеса Слюдянского района в структуре всей выручки Слюдянского района составляет 19,1 %, что на 1,8%  выше уровня 2022 года (17,28%) и выше уровня 2018 года на 0,6 %, где доля составляла 18,5%.

 

Мероприятия по поддержке СМСП на уровне Российской Федерации

Из-за беспрецедентных санкций, обрушившихся на Россию, правительство продолжает вводить дополнительные льготы для компаний в разных сферах экономики. Чтобы помочь им адаптироваться, продлили ряд антикризисных мер поддержки бизнеса в 2023 году и добавили новые льготы. 

1. Проекты по поддержке бизнеса от Банка России. Действующие ставки по программам кредитования для среднего бизнеса – от 2,5%, для малого и микробизнеса – от 4%.

2. Работа Цифровой платформы МСП, являющейся на сегодняшний день основным источником получения информации о мерах поддержки, а также персонального подбора услуг, которые можно оформлять дистанционно.  Новый подход максимально упрощает открытие, ведение и развитие бизнеса. К платформе подключаются федеральные министерства и ведомства, институты развития, банки и страховые организации, обмен информацией осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия. Цифровая платформа обеспечивает адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса, без личного присутствия предпринимателей. 

  1. Социальный контракт на открытие бизнеса. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2022 № 1160 предусмотрены единовременные выплаты по социальному контракту для ИП до 350 тыс. руб., а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство до 200 тыс. руб.
  2. Грантовая поддержка, предоставляемая региональными органами власти в форме софинансирования или на безвозвратной и безвозмездной основах. Так, государство поддерживает такие направления, как IT (до 500 млн.руб.), туристический бизнес (3-10 млн. руб.), агропромышленный комплекс (субсидии для животноводов, гранты «Агротуризм», «Агропрогресс», «Агростартап» от 1 до 30 млн. руб.), гранты для молодых предпринимателей (100- 500 тыс. руб.), гранты для социального бизнеса (до 500 тыс. руб.)
  3. Поддержка импорта. Минэкономразвития в 2022 году выпустило Навигатор по мерам поддержки импорта в связи с санкционным давлением (Письмо Минэкономразвития РФ от 22.09.2022 № 35970-ДВ/Д12И). Речь идет об упрощении процедур таможенного оформления импортируемой продукции, о возмещении недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции и др.
  4. Поддержка IT. Поскольку в условиях санкционных ограничений растет интерес к отечественным разработкам и государство заинтересовано в удержании грамотных специалистов, то для IT-сферы подготовлен отдельный комплекс мер. Они направлены как на сокращение финансового бремени компаний, так и на создание комфортных условий для работы. Кроме того, IT-компании могут рассчитывать на налоговые льготы,     снижение ставки страховых взносов до уровня 7,6%,  налога на прибыль – до 0% (до 31.12.2024), приостановление внеплановых и плановых проверок и освобождение на срок до трех лет от налогового, валютного и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, возможности оформления льготной ипотеки сотрудникам и отсрочку от службы в армии для специалистов.
  5. Компенсация расходов на покупку российского ПО. В рамках нового механизма поддержки малого и среднего бизнеса у предпринимателей появилась возможность приобрести российское ПО на 50 % дешевле. Но для этого нужно соответствовать требованиям по среднесписочной численности работников и доходам.
  6. «Зонтичный» механизм для получения заёмного финансирования. «Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50% от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка. Оплата комиссии за поручительство возложена не на предпринимателя, а на банк. Заёмщики со средним риском смогут увеличить объем привлеченных средств за счет поручительств и высвободить залоги, с низким риском — получить кредитные средства в среднем ниже на 1–2%.
  7. Субсидии за новых работников. На 2023 год продлена льгота для работодателей, которые принимают на работу сотрудников некоторых категорий, например:
  • молодых людей до 30 лет;
  • людей со статусом безработных.

Субсидия выплачивается в сумме трёх МРОТ с учётом страховых взносов и районного коэффициента. 

  1. Мораторий на плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки до 2030 года. Внеплановые проверки проводятся только по определенному перечню оснований. Исключение составляет бизнес, который работает с опасными производственными объектами и сооружениями высокого и чрезвычайно высокого риска.
  2. Автоматическое продление срока действия лицензий и разрешений, срок действия которых истекает до 31 декабря 2023 года.
  3. Налоговые преференции:

- продлено действие отсрочки уплаты страховых взносов, по перенесенным на год срокам уплаты страховых взносов за II и III кварталы 2022 года можно получить рассрочку платежей (до 28 мая 2024 года);

- изменение расчета пеней (в период с 09.03.2022 по 31.12.2023 ставка пени с 31 дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога действует в размере 1/300 (вместо 1/150) ставки рефинансирования);

- содействие реструктуризации задолженности вместо банкротства с 09.03.2022 г.;

- предоставление ставки 0% по НДС на услуги по предоставлению мест временного проживания. Для новых объектов, введенных после 01.01.2022 и включенных в реестр объектов туриндустрии, льготная ставка действует в течение 5 лет после ввода объекта в эксплуатацию;

- до 01.01.2025 года продлена возможность для регионов устанавливать ставку 0% для впервые зарегистрированных ИП, применяющих УСН и ПСН и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сферах бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (для плательщиков УСН);

- ускоренное возмещение НДС. С 1 января 2023 года предпринимателям упростили порядок возмещения НДС. Возврат средств теперь занимает не 3 месяца, как раньше, а максимум 11 дней.

- и другие меры.

 

Мероприятия по поддержке СМСП администрации 

Слюдянского муниципального района

 В целях поддержки представителей малого и среднего предпринимательства на территории Слюдянского района осуществляет деятельность микрокредитная компания «Фонд микрокредитования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Слюдянского района», учредителем которой является администрация Слюдянского муниципального района. Фонд реализует механизмы финансовой поддержки СМСП, что на сегодняшний день является одной из немногих доступных форм финансовой поддержки малого бизнеса в Слюдянском районе. В целях привлечения начинающих предпринимателей на получение финансовой поддержки в виде займа, Фондом разработана программа беззалогового займа, действуют программы займов с залогом по льготным ставкам 1-8%. Организовано информирование об условиях получения займов в муниципальном Фонде, а также в региональном Фонде в СМИ, социальных сетях и мессенджерах. В 2023 году заявок на получение займа от действующих и начинающих предпринимателей Слюдянского муниципального района не поступало.

            В целях развития малого и среднего предпринимательства в Слюдянском районе, а также оказания информационной поддержки осуществлялась деятельность «виртуальной приемной «Центр содействия предпринимательству Слюдянского района» в мессенджерах Viber, WhatsApp. За отчетный период проинформированы 188 СМСП, произведено 322 публикации.

В целях исполнения федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при администрации Слюдянского муниципального района создан и функционирует Координационный совет в области развития малого, среднего предпринимательства и туризма. За 2023 год проведено 3 заседания Координационного совета. Рассматривались вопросы пополнения/ исключения из перечня муниципального имущества для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, об обращении в Фонд развития промышленности Иркутской области и Министерство экономического развития Иркутской области в целях получения возможности использования мер государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства в рамках программы по возмещению части затрат заявителя за транспортировку продукции за пределы Иркутской области в пределах РФ и в пределах Иркутской области. Также рассматривался вопрос о снижении налоговой ставки на 2022 год по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов коммерческой недвижимости согласно Перечню объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. По результатам работы Совета в четырех муниципальных образованиях Слюдянского муниципального района установлены льготные ставки от 0,5% до 1,25%. За 2023 год предоставлена имущественная поддержка двум субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно заключены 2 договора аренды помещений и 1 договор аренды земельного участка сроком на 5 лет. 

В целях популяризации малого и среднего предпринимательства десятый год подряд проводится ежегодный Форум предпринимателей Слюдянского района. Цель Форума - создать активное деловое пространство в районе, объединить административный и предпринимательский ресурсы для достижения общей цели: создание для населения комфортных, достойных условий проживания на территории района. Форум призван решить задачу неформального делового общения бизнеса и власти для построения конструктивного, целенаправленного диалога, в котором власть определяет целевые ориентиры развития территории и предлагает действенные инструменты муниципально-частного партнерства, бизнес получает необходимую разноплановую  информационную поддержку. Кроме того, задачей Форума является  расширение взаимовыгодного сотрудничества в предпринимательской среде, налаживание новых контактов для развития бизнеса. Так, в отчетном периоде в Форуме приняли участие более 50 человек, в том числе 37 представителей СМСП, 15 из которых были награждены за верность делу в связи с 15-летним юбилеем и 1 СМСП в связи с 30-летним юбилеем. В рамках Форума были проведены две секции: для садоводческих некоммерческих товариществ Слюдянского муниципального района и по туризму, в рамках которой был открыт молодежный клуб экскурсоводов Слюдянского района на базе центральной библиотеки, презентован проект «Клуб путешественников Байкал-Дабан» детской библиотекой Слюдянского района, подведены итоги проекта «Южное Прибайкалье: СВОЁ», а также подписано 4-стороннее соглашение о намерениях межмуниципального сотрудничества с администрациями Шелеховского и Усольского районов Иркутской области и администрацией Тункинского района Республики Бурятия по проекту «Сибирский тракт на Великом чайном пути». Объем финансирования составил 59,6 тыс. рублей.

Субъекты СМСП также принимали участие в двухдневном семинаре «Продай мне, если сможешь», в Форуме мастеров ремесленников, организованными центром оказания услуг «Мой бизнес», в международной выставке «Байкалтур – 2023», открытии летнего туристического сезона, «Большом Байкальском Квесте.Юг», «Экспортном десанте» при участии представителей региональных органов власти, таможенных органов, институтов развития и других организаций, посетивших Слюдянский муниципальный район для выявления перспективных направлений экспорта, по результатам которого двум представителям пищевой промышленности Слюдянского района (ООО «ЦОТ» пекарня «Урожай» и ООО «Травы Байкала») оказана поддержка при реализации экспортного потенциала.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!