Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. Важно отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) также создают рабочие места для населения страны, что весьма важно для государства в направлении обеспечения занятости населения и в борьбе с безработицей.
В 2020 году администрацией муниципального района продолжалась проводиться политика в области развития малого и среднего предпринимательства направленная на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законодательством и Стратегией социально-экономического развития Слюдянского муниципального района до 2030 года.
По состоянию на 01.01.2021 г. на территории Слюдянского района зарегистрировано 281 юридических лиц (к 312 субъектам аналогичного периода прошлого года – снижение на 10%) и 759 индивидуальных предпринимателей (к 769 субъектам аналогичного периода прошлого года – снижение на 1,3 %). Всего 1040 субъектов.
Таким образом, с учетом данных, в расчете на 1000 жителей муниципального района приходится 6 малых предприятий (юридических лиц и за исключением средних), что на 25% меньше уровня прошлого года.
Основное количество малых и средних предприятий (ЮЛ и ИП) сосредоточено в сфере оказания услуг торговли – 45 %, в сфере транспортировки и хранении – 10 %, в строительстве – 8%, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания – 7 %, предоставление прочих видов услуг – 6%, на обрабатывающем производстве – 5 %, деятельности операций с недвижимым имуществом – 5%, в административной деятельности и сопутствующих доп.услугах – 4 %, деятельность профессиональная, научная и техническая – 3%.
Отраслевое распределение предприятий малого и среднего бизнеса составлено на основе нового классификатора ОКВЭД-2, вступившего в силу с 11 июля 2016 года, представлено в диаграмме:
В России сектор малого и среднего предпринимательства предоставляет рабочие места всего лишь 22% трудоспособного населения. Доля занятых в малом бизнесе от общего количества занятых в экономике Слюдянского района выше среднероссийских показателей на 3%, однако, все еще является недостаточно высоким показателем. На основании этих данных заметно существенное отставание сектора малого и среднего бизнеса России от других стран, что говорит о необходимости его развития. Численность работающих в сфере малого бизнеса Слюдянского района за отчетный период снижена на 5% или 170 человек и составляет 3253 человек.
Налоговые поступления по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства составили в бюджете муниципального района 26,386 млн. рублей или 6,4% всех налоговых и неналоговых доходов бюджета (к 25,658 млн. рублей, или 6,7 % соответственно).
Вид налога |
2020, млн. руб. |
2019, млн. руб.
|
Динамика 2020/2019 |
ЕНВД |
12,791 |
16,031 |
79,8% |
Патент |
0,309 |
0,191 |
161,5% |
ЕСХН |
0,00456 |
0,00445 |
102,7% |
УСН |
13,283 |
9,433 |
140,8% |
Рост налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения 2020 года к 2019 году составил 2,8%. Наблюдается рост поступлений по ЕСХН на 2,7%, УСН – на 40,8%, по патенту – на 61,5%. Снижение поступлений от ЕНВД в 2020 году произошло на 20,2% или 3,239 тыс. рублей – темп роста составил 79,8%.
Причиной снижения поступлений от ЕНВД стал процесс отмены ЕНВД с 01.01.2021 года, что привело к более раннему переходу СМСП на другие виды налогообложения, что в свою очередь и повлияло на рост УСН и патента. Однако, общий рост налоговых поступлений по спец.режимам связан не с ростом выручки СМСП (где наоборот отмечен спад), а увеличившейся налоговой нагрузкой на СМСП, поскольку режим ЕНВД являлся самым «щадящим».
Снижение же доли налоговых поступлений от специальных режимов налогообложения в составе налоговых и неналоговых доходов обусловлено снижением налоговых поступлений в бюджет на 3,9 %, в первую очередь ввиду роста поступлений от НДФЛ на 4,2%.
ИП ЮЛ |
ЕНВД |
УСНО |
ПСН ИП |
Реестр СМСП |
2019 |
|
352 / 270 |
10 |
769 / 312 |
2020 |
316 /28 |
531/289 |
58 |
759 / 281 |
Если провести более углубленный анализ последствий отмены ЕНВД, то выявится, что наибольшая часть индивидуальных предпринимателей выбрала упрощенную систему налогообложения (УСНО), прирост составил 51% (или 179 ИП). Всего применяют УСНО 70% индивидуальных предпринимателей. Среди них преобладает количество плательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (ставка налога 6%) – 89%, и лишь 11% индивидуальных предпринимателей исчисляют налог с дохода, уменьшенного на величину расходов по ставке 15%.
УСНО |
Всего, ед. |
ВСЕГО УСНО |
ЮЛ |
Всего УСНО ЮЛ |
ИП |
Всего УСНО ИП |
|||
Д 6% |
Д-Р 15% |
Д 6% |
Д-Р 15% |
Д 6% |
Д-Р 15% |
||||
На 01.01.2020 |
459 |
163 |
622 |
157 |
113 |
270 |
302 |
50 |
352 |
На 01.01.2021 |
637 |
183 |
820 |
164 |
125 |
289 |
473 |
58 |
531 |
Возросло количество индивидуальных предпринимателей, перешедших на патентную систему налогообложения (ПСН), в 5,8 раз. Но данная система налогообложения пока не является достаточно популярной, поскольку охват патентом составляет лишь 7,6% от всех зарегистрированных ИП. Переход на патент сдерживается установленным в Иркутской области высоким размером потенциально возможного годового дохода по сравнению с другими субъектами РФ.
Разница между состоящими на учете в Реестре ФНС и выбравшими специальный налоговый режим (УСНО, ПСН) составила 170 ИП или 22%, из чего следует вывод, что эта часть ИП относится к неопределившимся с выбором системы налогообложения и соответственно автоматически перешедшим на основную систему налогообложения, а также применяющие ЕСХН, налог на профессиональный доход и вообще не представляющие отчетность в налоговый орган.
За 2020 год к плательщикам УСНО присоединились 19 юридических лиц, ранее применявших ЕНВД. Доля юридических лиц, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (ставка налога 6%) – 57%, и 43% – юридические лица, выбравшие «доход минус расход».
Из числа разницы между состоящими на учете на конец 2019 года юридическими лицами и состоящими на учете на конец 2020 года всего снижение составляет 31 юридическое лицо. 29% (или 9 ед.) были сняты с учета в качестве плательщиков ЕНВД и 71% (или 22 ед.) закрытых, применявшие основную систему налогообложения – закрылись и ушли с рынка.
Таким образом, отмена ЕНВД больше сказалась на ИП и на сегодняшний момент еще пока трудно предположить последствия данных изменений.
Период |
Выручка МСП (ЮЛ), млн.руб. |
Динамика темпа к 2014 г.,% |
Темп роста к предыду-щему периоду,% |
2014 |
1571,86 |
100 |
- |
2015 |
1708,57 |
108,7 |
108,7 |
2016 |
1779,06 |
113,2 |
104 |
2017 |
1814,64 |
115,4 |
102 |
2018 |
1854,56 |
118 |
102,2 |
2019 |
1746,99 |
111,1 |
94,2 |
2020 |
1654,4 |
105,3 |
94,7 |
Выручка малого бизнеса (ЮЛ и ИП) за 2020 год составила 1 654,4 млн. рублей к 1 746,99 млн. руб. аналогичного периода прошлого года, таким образом, темп роста составил 94,7%. Выручка малого и среднего бизнеса Слюдянского района в структуре всей выручки Слюдянского района составляет 15%. В отличие от России, в Европейском союзе, США, Канаде и Китае вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны более значителен и в ряде случаев достигает 100%.
Год, прошедший под знаком пандемии, ударил практически по всем сегментам российского бизнеса. Но сильнее остальных пострадали небольшие компании, у которых не было подушки безопасности, чтобы платить аренду и зарплаты во время простоя. Больше всего пострадали рестораны и бары, а также парикмахерские, салоны красоты, продажа одежды и обуви и большая часть туристической отрасли.
На снижение выручки малых предприятий в 2020 году в Слюдянском муниципальном районе также могли повлиять следующие негативные факторы.
- Сокращение числа зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 9,6%.
- Непрекращающееся снижение покупательской способности.
- Затраты, связанные с подготовкой и прохождением процедуры классификации коллективных средств размещения и запрет на предоставление гостиничных услуг в неклассифицированных КСР с 01.01.2020 года для КСР с более 15 номерами и с 01.01.2021 года для всех КСР (ответственность – штрафы 2,5-4% от выручки за прошедший календарный год).
- Затраты, связанные с повсеместным внедрением онлайн касс (или ККТ) с 01.07.2019 года, а также на операционные системы к ним.
- Затраты, связанные с введением маркировки табачной продукции с 01.07.2019 года и запрет на продажу немаркированной табачной продукции с 01.01.2020 года. Для организаций розничной торговли, не имеющих 2d-сканеры и ККТ, расходы в первый год составят около 30 000 рублей (на приобретение усиленной КЭП, ККТ с ПО, 2d-сканеры, годовой пакет системы ЭДО и ежегодные затраты на обслуживание и взаимодействие с ОФД) и далее ежегодно порядка 7000 рублей; для организаций, имеющих в наличии ККТ и 2d-сканеры, в первый год расходы составят порядка 8-9 тыс. рублей и далее ежегодно порядка 7000 рублей.
- Увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей, связанной с необходимостью перехода на другой вид налогообложения в связи с запретом применения ЕНВД при продаже маркированных товаров.
- Помимо всего прочего на территории Слюдянского района существует дополнительное ограничение в виде бессрочного запрета на вылов омуля с 01.10.2017 года.
- В связи с тем, что территория Слюдянского района находится в ЦЭЗ БПТ, в 2018-2019 годах субъекты предпринимательской деятельности подвергались проверкам в отношении соблюдения природоохранного законодательства, что приводило к увеличению расходов, направленных на устранение нарушений и выплату штрафов.
Мероприятия по поддержке СМСП
В 2020 году из-за пандемии коронавируса субъектам МСП выделяется существенное количество льгот и мер поддержки. Помимо «надзорных каникул», более низкой налоговой ставки на прибыль, чем у крупного бизнеса, и расширения доступа к госзакупкам правительство ввело дополнительные меры стимулирования МСП. Например, компании, которые включены в реестр МСП и имеют ОКВЭД отрасли, включенной в список пострадавших от коронавируса, могли получить субсидию на выплату МРОТ сотрудникам при условии сохранения занятости на уровне 90% от показателя на 1 апреля 2020 г. Помимо этого, для малого бизнеса уменьшили ставку по страховым взносам с 30 до 15%, предоставили возможность аренды на льготных условиях и государственные гарантии в сфере банковских кредитов.
Федеральная налоговая служба реализовала меры по поддержке бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство. Так, до 30 июня включительно были приостановлены проверки, продлены сроки сдачи отчетности, продлены сроки представления документов по требованию, до 1 июля 2020 года для бизнеса были приостановлены меры взыскания задолженности, с 16 марта по 1 мая ФНС России не принимала решения о банкротстве во исполнение решений оперативного совещания Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина. Действие моратория на возбуждение дел о банкротстве для налогоплательщиков из наиболее пострадавших отраслей сохраняется. Также были разработаны дополнительные меры поддержки для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях.
По мере прекращения финансовой поддержки со стороны государства, МСП начали брать больше кредитов. Так, в 2020 году число оформленных займов выросло на 80% по сравнению с 2019-м, свидетельствуют данные Национального Рейтингового Агентства. При этом средний размер ссуды снизился на 45%, с 7,29 млн. до 3,98 млн. рублей. Несмотря на рост объемов кредитования, просрочка по ним не увеличилась благодаря мерам по реструктуризации. Данная тенденция прослеживается и в Слюдянском районе.
В целях поддержки представителей малого и среднего предпринимательства на территории Слюдянского района осуществляет деятельность микрокредитная компания «Фонд микрокредитования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Слюдянского района», учредителем которой является администрация Слюдянского муниципального района. Фонд реализует механизмы финансовой поддержки СМСП, что на сегодняшний день является одной из немногих доступных форм финансовой поддержки малого бизнеса в Слюдянском районе. Так в 2020 году Фондом была оказана финансовая поддержка в виде микрозаймов – 5 представителям предпринимательского сообщества Слюдянского района, на общую сумму 4,930 млн. рублей, в том числе по программе льготного финансирования (приоритетные виды деятельности для Слюдянского муниципального района) заключено 4 договора займа с субъектами МСП на общую сумму 4 430 тыс.руб. Так же Фондом предоставлена отсрочка платежей на период 6 месяцев двум заемщикам по причине ухудшения финансового состояния на фоне сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с распространением Covid-19.
Также в целях развития малого и среднего предпринимательства в Слюдянском районе осуществляют деятельность организации инфраструктуры поддержки бизнеса. Так, одной из них является Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Центр содействия предпринимательству Слюдянского района». По итогам работы за 2020 год за получением информационно – консультационных услуг в Ассоциацию обратились 100 субъектов малого и среднего предпринимательства удаленно, проконсультировано СМСП в социальных сетях 22 человека, за отчетный период произведено 333 публикации.
В целях исполнения федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при администрации Слюдянского муниципального района создан и функционирует Координационный совет в области развития малого, среднего предпринимательства и туризма. За 2020 год проведено 5 заседаний Координационного совета, а также 4 заседания рабочей группы по туризму при Координационном совете. Так, одним из вопросов был вопрос о рассмотрении обращения инициативной группы предпринимателей по вопросу увеличения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей в связи с вступлением в силу с 01.01.2021 г. Закона Иркутской области № 107-ОЗ от 30.11.2020г. «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Иркутской области». По решению Координационного совета администрацией Слюдянского муниципального района были направлены обращения о снижении размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, а также рад других предложений, направленных на снижение налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, в адрес Губернатора Иркутской области, в Министерство экономического развития Иркутской области, Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области, Законодательное собрание Иркутской области.
Также Ассоциацией «Некоммерческое партнерство «Центр содействия предпринимательству Слюдянского района» направлены аналогичные обращения в Иркутское отделение Опора России, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
По результатам проведенной работы, закон о снижении вдвое стоимости патента для отдельных видов деятельности, принят в окончательном чтении Законодательного Собрания Иркутской области.
Впервые в онлайн формате в 2020 году проведен VII ежегодный Форум предпринимателей Слюдянского района, участниками которого стали 88 представителей СМСП, в том числе 48 награждаемых. Также были проведены 2 семинара Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области на тему «Отмена единого налога на вмененный доход, переход на патентную систему налогообложения и применение упрощенной системы налогообложения».