22.03.2024

Судебная защита потребителя.

Право каждого гражданина на судебную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации. Потребитель товаров и услуг, права которого нарушены, имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав. 

Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке.

Существует определенный порядок подачи исковых заявлений о защите прав потребителей. 

 

В какой суд подавать иск?

Дела по искам о защите прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции – районным (городским) судам и мировым судьям.

В зависимости от цены иска дела о защите прав потребителей могут быть подсудны мировому судье - при цене иска, не превышающей 100 тысяч рублей; районному или городскому суду  - при цене иска, превышающей 100 тысяч рублей.

Также районными (городскими) судами рассматриваются  иски  о защите неимущественных прав потребителей, например – обязать устранить недостатки ранее выполненной работы,  а также требования о компенсации морального вреда.

Кроме того, существует территориальная подсудность,  которая определяет конкретный суд, в котором подлежит рассмотрению спор -  судебные участки  мировых судей.  Узнать номер и адрес мирового судебного участка можно на сайтах районных судов.         Согласно ст.17 Закона «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца(потребителя) по месту: 

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

- жительства или пребывания истца (потребителя);

-  заключения или исполнения договора;

- нахождения  филиала или представительства организации.

 

В какие сроки потребителю нужно обращаться в суд?

К потребительским спорам применяется общий срок исковой давности, составляющий три года с того момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Таким образом, исковое заявление следует подавать до истечения вышеуказанного трехлетнего срока. 

 

Государственная пошлина – нужно ли платить?

Истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает один миллион рублей.

 

Обязательное досудебное урегулирование споров.

Целесообразно до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии. Однако есть сферы,  в которых предъявление досудебной претензии  является обязательным. В таких случаях нельзя сразу подавать заявление в суд, иск вернут или оставят без рассмотрения.

В частности, претензионный порядок разрешения спора необходимо соблюсти в случае спора с оператором связи, вытекающего из договора об оказании услуг связи. Так же подача  претензии обязательна и в случае спора в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза.

Если у потребителя возник спор с финансовой организацией, то потребителю в обязательном порядке необходимо обратиться в адрес финансовой организации с письменной претензией. В случае если обращение потребителя с претензией в финансовую организацию, нарушившую его права, оставлено без удовлетворения, то перед обращением в суд потребителю необходимо будет обратиться в адрес Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.   При несогласии с решением финансового уполномоченного потребитель вправе обратиться в суд в течение 30 дней со дня принятия этого решения. 

 

 Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда.

В зависимости от обстоятельств, суд может возвратить иск или оставить его без движения. Если суд возвращает исковое заявление, Вам необходимо устранить недостатки, которые указаны в определении о возврате иска.  После устранения обстоятельств, препятствующих принятию иска, Вы имеете право подать его снова.

При оставлении иска без движения суд выносит мотивированное определение, в котором указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения. Если Вы не устранили обстоятельства, указанные в этом определении, то исковое заявление и прилагаемые к нему документы возвращают Вам в порядке, установленном ст. 135 ГПК РФ.

 

Информация подготовлена специалистами

 отделения защиты прав потребителей –

 консультационного центра 

 

НАШИ КОНТАКТЫ: 

г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113

тел.: 8 (395-2) 22-23-88, 

г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 408

тел.: 8 (395-2) 63-66-22, 

е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru

 

В рубрике: Потребители    


Оцените: